Доверие как рискованный выбор

Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.

Габриэль Гарсиа Маркес

Доверие является важнейшим этапом на пути к формированию эмоциональной близости. Это та ступенька в отношениях, не наступив на которую,  невозможно выйти на тот уровень бытия в паре, который будет способствовать развитию и духовному росту как каждого из партнёров, так и членов всей семьи, помогая успешному осуществлению их жизненных смыслов.

В своей практике я встречаюсь с клиентами,  у которых присутствует страх довериться. Этих людей характеризует высокая степень настороженности и подозрительности по отношению к людям,склонность к ревности. Им страшно раскрыть свой внутренний мир другим, к окружающим они относятся как «потенциально опасным». Здесь речь идёт  о заблокированной способности к доверию. Ведь, когда человек рождается, он ещё ничего не знает о том, что такое предательство, отвержение, обман и измена. И только в процессе своего жизненного пути он может сталкиваться с таким опытом.

Феномен доверия выступает регулятором отношений, поскольку включает в себя те чувства и убеждения, которые выступают в роли мотивов поведения.

А. Ф. Больнов рассматривает проблему доверия с экзистенциального ракурса, утверждая, что доверие и надежда являются опорой для преодоления индивидуальных негативных экзистенциальных переживаний, которые требуют поиска ресурсов не в себе, а именно во внешней реальности. Доверие к бытию служит необходимым условием существования, а надежда выступает как отношение к жизни, доверие к будущему [1].

Мартин Бубер отмечал, что доверие возможно «только в полной актуальности человеческой жизни» [2], то есть, жизнь без доверия является не полной, ограниченной.

Основатель логотерапии В. Франкл рассматривал феномен доверия в контексте жизненных смыслов, ощущение внутренней свободы. Самореализация, творчество, полноценное, наполненная смыслом жизнь возможна только в условиях открытости и доверия к миру. «Жизнь наполнена безусловным смыслом, и нам нужна безусловная вера в это» [3].

Таким образом, получается, что в феномене доверия  заключён мощный потенциал, двигательная сила.

Недоверие – является неотъемлемой и важной составляющей социального  взаимодействия и в некоторых ситуациях определённая его степень является необходимой для обеспечения безопасности. Т.П. Скрипкина [4], исследуя феномен доверия, говорит о том, что доверие характеризуется избирательностью и мерой: «я выбираю, кому доверять и на сколько». Выбор объекта доверия и уровня, степени, глубины.

В своей магистерской диссертации я исследовала темы доверия и принятия решений на их стыке. Принятие решений рассматривалось здесь как  выбор из возможных альтернативных вариантов.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что доверие является одной из  детерминант выбора, то есть это один из тех факторов, которые этот самый выбор определяют. Результаты проведенного исследования подтвердили эту гипотезу.

Размышляя об этих двух взаимосвязанных феноменах, я подумала о том, а что, если рассматривать доверие – как выбор?

Н. Макиавелли, основываясь на своих выводах об изменчивости человеческой природы, связывал доверие с риском  и Т. Гоббс был с ним в этом солидарен [5]. Дж. Локк  и Жан-Жак Руссо, напротив, утверждали, что человеку с рождения присуща природная доброта, отзывчивость и сострадание к ближнему  и  считали доверие необходимым условием для сотрудничества [6].

И в этом, на мой взгляд, и состоит главный парадокс феномена доверия. С одной стороны, доверительные отношения можно строить только в отношениях  полной безопасности.  С другой стороны, стопроцентной гарантии безопасности в этом мире не может дать никто… Таким образом, человек всегда стоит перед выбором: доверять или нет. Кому доверять? На сколько? А выбор, как известно, всегда связан с риском и предполагает несение ответственности за возможные последствия выбора.

Ведь можно же выбирать, в какую природу человека, которому хотите довериться – верить…

Можно стать на позицию Макиавелли о неблагодарности  человеческой натуры, её склонности к лицемерию и обману и выбрать не доверять. Тратить при этом свои душевные силы на  прогнозирование поведения другого и жить в ожидании опасности.

А можно, как Жан-Жак Руссо выбрать веру в то, что каждому человеку свойственна природная доброта, отзывчивость и сострадание к ближнему.

Помните диалог Лиса и Маленького Принца?

«Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

- Да, конечно, - сказал Лис.

- Но ты будешь плакать!

- Да, конечно.

- Значит, тебе от этого плохо.

- Нет, - возразил Лис, - мне хорошо» [7].

Доверие – это установка-отношение, которое формирует мотив к действию…

И – да, в таком выборе есть риск. Риск того, что Другой обойдётся с твоим  доверием не так, как ты от него ожидал.  А риск – для смелых, для умеющих нести ответственность за свои решения, пусть даже рискованные. Ведь никто в этом мире не даст гарантии того, что Другие будут соответствовать твоим ожиданиям, гарантия полной безопасности – это иллюзия. И здесь приходится столкнуться с разделением ответственности. Ответственность за то, как Другой поступит с Вашим доверием – это его ответственность. Зрелая личность обладает способностью выбирать и нести ответственность за сделанные выборы. Доверие как выбор подразумевает способность справиться с последствиями своей открытости. И это – ответственность того, кто решил довериться.

Но выбор довериться – это шанс – прежде всего, самому себе, шанс на то, что открываясь – я делаю отношения близости возможными для себя. И шанс для партнёра. 

Близкие и доверительные отношения – для тех, кто находит в себе силы проработать опыт прошлого, смелость и мужество посмотреть в глаза своим страхам и для тех, кто способен рисковать. Иначе каким образом может прийти в Вашу жизнь – Чудо подлинной Близости и Встречи?

 

 

При написании статьи были использованы следующие материалы:

 

1)    Больнов, А.Ф. Философия экзистенциализма / А.Ф. Больнов; перевод с немецкого и предисловие С. Э. Никулина. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 224 с.

2)    Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995.- 464 с.

3)    Франкл В. Человек в поисках смысла / Виктор Франкл. - М.: Прогресс, 1995. - 368 с.

4)    Скрипкина, Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ) / Т.П. Скрипкина. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 250 с.

5)    Макиавелли, Н. Государь М.: Мысль, 1991.

6)    Локк, Дж. Два трактата о государственном правлении. Сочинения: В 3 т.  Т.3. М.: Мысль, 1988. – С. 137–405., Руссо, Ж.Ж. «Эмиль или о воспитании»: хрестоматия по истории зарубежной педагогики  М.: 1981.

7)    Сент-Экзюпери,а. Маленький принц / Антуан де Сент-Экзюпери: - Москва: Издательство «Э», 2017.