Положение об этических принципах ЕАП

Европейская ассоциация психотерапии (EAП)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ:



ПРЕАМБУЛА:

 

Психотерапевты уважают достоинство и ценность личности и борются за охрану и защиту фундаментальных прав человека.

Они ответственны за расширение знаний о человеческом поведении и о понимании людьми самих себя и других людей, а также за использование этих знаний чтобы способствовать благополучию людей.

Преследуя эти цели, психотерапевты прилагают все усилия чтобы защитить благополучие тех, кто пользуется их услугами, а также связанных с ними людей, (если это не противоречит потребностям их клиентов), и любых участников исследования, которые могут стать объектом исследования.

Психотерапевты уважают других представителей своей профессии и представителей смежных профессий и делают всё, что в их силах и не противоречит интересам их клиентов, чтобы предоставить полную информацию и проявить взаимное уважение.

Они применяют свои навыки только в целях, соответствующих этим ценностям, и намеренно не позволяют чтобы ими злоупотребляли другие.

Требуя для себя свободы исследования и общения, психотерапевты принимают на себя ответственность, которую эта свобода требует, включающую: компетентность, объективность в применении навыков, заботу об интересах клиентов, коллег, студентов, участников исследования и членов общества.

В стремлении к этим идеалам, психотерапевты подписываются под детализированными этическими принципами в следующих областях:

  1. Ответственность;  
  2. Компетентность;
  3. Моральные и правовые нормы;  
  4. Конфиденциальность;
  5. Благополучие потребителя;
  6. Профессиональные отношения;
  7. Публичные выступления;
  8. Методы оценки;
  9. Исследовательская деятельность.

Психотерапевты всецело сотрудничают со своими профессиональными, национальными, и европейскими организациями и ассоциациями, а также с Европейской ассоциацией психотерапии (ЕАП), быстро и полно отвечая на запросы и требования учрежденных должным образом этических и профессиональных комитетов тех ассоциаций и организаций, членами которых они являются или к которым они принадлежат.

Принятие в Реестр Европейского сертификата психотерапии (ECП) обязывает психотерапевта соблюдать все эти принципы.

 

Принцип 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Основополагающий принцип: предоставляя услуги, психотерапевты должны поддерживать высочайшие стандарты своей профессии.  Они принимают на себя ответственность за последствия своих действий и прилагают все усилия для обеспечения надлежащего использования своих услуг.

Принцип 1.а: как практикующие врачи, психотерапевты должны знать, что они несут большую социальную ответственность, поскольку их рекомендации и профессиональные действия могут изменить жизнь других людей. Они должны бдительно относиться к личным, социальным, организационным, финансовым, средовым или политическим ситуациям и давлениям, которые могут привести к злоупотреблению их влиянием.

Принцип 1.b: психотерапевты должны заранее прояснять со своими клиентами все вопросы, которые могут касаться их совместной работы. Они избегают отношений, которые могут ограничить их объективность или создать конфликт интересов.   

Принцип 1.с: психотерапевты обязаны стараться предотвратить искажение, злоупотребление или утаивание полученных ими данных тем институтом или учреждением, которое их нанимает.   

Принцип 1.d: будучи членами национальных или организационных органов, психотерапевты лично ответственны за поддержание высочайших стандартов своей профессии.

Принцип 1.e: как преподаватели или тренеры, психотерапевты признают своей первостепенной обязанностью помогать другим приобретать знания и навыки. Они должны поддерживать высокие стандарты обучения, предоставляя информацию объективно, полно и точно.

Принцип 1.f: как исследователи, психотерапевты принимают на себя ответственность за выбор тем и методов исследования, за анализ и отчетность. Они планируют свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность того, что их результаты будут вводить в заблуждение. Они подробно обсуждают ограничения своих данных, особенно в тех случаях, когда их работа затрагивает социальную политику или может быть истолкована в ущерб лицам определенного возраста, пола, этнической, социально-экономической или другой социальной группы. При публикации отчетов о своей работе, они не должны скрывать данные, которые не подтверждают гипотезу и должны допускать существование альтернативных гипотез и объяснений своих результатов. Репутация психотерапевтов определяется только той работой, которую они выполнили к настоящему времени. Они должны выяснить заранее с соответствующими людьми и учреждениями, как будут распределяться и использоваться результаты их исследования. Вмешательство в среду, в которой собирается информация, должно сводиться к минимуму.

 

ПРИНЦИП 2: КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Основополагающий принцип: Поддержание высоких стандартов компетентности является обязательством, которое разделяют все психотерапевты в интересах общества и профессии в целом.  Психотерапевты признают границы своей компетентности и ограничения своих техник. Они должны предоставлять лишь те услуги и использовать только те техники, для применения которых они получили достаточную квалификацию, благодаря обучению и опыту. В тех областях, в которых еще не существует признанных стандартов, психотерапевты должны предпринимать все необходимые меры предосторожности, чтобы защитить благополучие клиентов.  Психотерапевты должны постоянно быть в курсе современной научной и профессиональной информации, связанной с услугами, которые они предоставляют.

Принцип 2.a: Психотерапевты должны предоставлять достоверную информацию о своей компетентности, образовании и опыте. В качестве свидетельства образования и профессиональной подготовки они должны предоставлять только степени и квалификации, приобретенные в авторитетных образовательных учреждениях или в учреждениях, признанных Европейской ассоциацией психотерапии (ЕАП). Психотерапевты ручаются, что методики данных учреждений должным образом соответствуют минимальным стандартам ЕАП, соответствующим критериям ЕАП, критериям соответствующей Национальной награждающей организации и критериям Общеевропейской аккредитующей организации. Психотерапевты должны уважать другие источники образования, профессиональной подготовки и опыта, который они получили.

Принцип 2.b: Как практикующие врачи и как преподаватели или тренеры, психотерапевты должны исполнять свои обязанности на основе тщательной подготовки, таким образом, чтобы их практика соответствовала высочайшим стандартам, а передаваемая ими информация была точна, современна и существенна.

Принцип 2.с: психотерапевты признают необходимость непрерывного образования и личностного развития. Они должны быть открыты по отношению к новым процедурам, изменениям ожиданий и ценностей с течением времени.

Принцип 2.d: психотерапевты признают существование различий между людьми, например: различий, связанных с возрастом, полом, социально-экономическим положением и этническим происхождением или особыми потребностями тех, кто оказался в особо неблагоприятном положении. Они должны получить соответствующее образование и опыт для того, чтобы при работе с этими людьми гарантировать им компетентные и соответствующие их нуждам услуги.

Принцип 2.e: психотерапевты, ответственные за решения, касающиеся людей и политику, основывающуюся  на результатах тестирования, должны разбираться в психологическом и образовательном тестировании, в проблемах объективности и исследовании тестов.

Принцип 2.f: психотерапевты признают, что личные проблемы и конфликты могут влиять на профессиональную эффективность.  Соответственно, они воздерживаются от любой деятельности, в которой их личные проблемы могут привести к неадекватной работе или причинить вред клиенту, коллеге, студенту или участнику исследования. Если, будучи включёнными в такую деятельность, психотерапевты осознают свои личные проблемы, они обращаются за компетентной профессиональной помощью, чтобы определить, следует ли им приостановить, прекратить или ограничить сферу своей профессиональной деятельности.

Принцип 2.g: вступая в новую область профессиональной деятельности, психотерапевты гарантируют, что до начала практики, они прошли соответствующую подготовку и выполнили все профессиональные требования, связанные с этой областью деятельности, и что их деятельность в этой новой области соответствует самым высоким стандартам. Психотерапевты должны удостовериться, что это не мешает и не протеворечит их текущей деятельности.

ПРИНЦИП 3: МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Основополагающий принцип: моральные и этические нормы поведения являются для психотерапевтов личным делом в той же степени, что и для любого другого гражданина, за исключением случаев, когда они могут поставить под угрозу выполнение профессиональных обязанностей или разрушить доверие общественности к психотерапии и психотерапевтам. Относительно своего личного поведения психотерапевты должны быть чувствительны к преобладающим в обществе стандартам и тому, как может следование этим стандартам или отступление от них повлиять на их работу в качестве психотерапевта. Психотерапевты также должны осознавать возможность воздействия их публичного поведения на возможность коллег выполнять свои профессиональные обязанности.

Принцип 3.a: как специалисты, психотерапевты действуют в соответствии с принципами ЕАП и их Национальной награждающей организации, стандартами их организаций и ассоциаций и директивами, связанными с их практикой.  Психотерапевты также должны придерживаться соответствующих государственных законов и постановлений. Если европейские, национальные, местные, организационные или институциональные законы, постановления или практики противоречат стандартам и директивам ЕАП или стандартами и директивам их организации или ассоциации, психотерапевты должны сообщить о своей приверженности стандартам и директивам EAП и своей организации и ассоциации и, насколько это возможно, работать над разрешением конфликта. Как специалисты, психотерапевты заинтересованы в развитии таких законов и подзаконных актов и постановлений, которые наилучшим образом служат общественным интересам, и должны работать над изменением существующих постановлений, которые  не отвечают общественным интересам.

Принцип 3.b: как работники или работодатели, в практике при найме на работу, продвижении по службе или профессиональной подготовке, психотерапевты не занимаются и не потворствуют какой-либо бесчеловечной деятельности, которая приводит к незаконным или неоправданным действиям. В частности, имеется в виду деятельность, которая в практике, при найме на работу, продвижении по службе или профессиональной подготовке, ущемляет права людей по расовой принадлежности, увечьям, возрасту, полу, сексуальным предпочтениям, религии, национальному происхождению и др.

Принцип 3.с: Выполняя свою профессиональную роль, психотерапевты избегают любых действий, которые нарушают или умаляют права человека, юридические и гражданские права клиентов или других лиц, которые могут быть затронуты.

Принцип 3.d: как практикующие врачи, преподаватели, тренеры и исследователи, психотерапевты осознают тот факт, что их личные ценности могут влиять на их общение, использование ими техник, выбор и подачу взглядов или сведений и на природу или реализацию исследования. При рассмотрении вопросов, которые могут быть оскорбительными, они обязаны признавать и уважать различные взгляды и индивидуальные особенности клиентов, студентов, стажеров или субъектов в отношении таких вопросов.

 

Принцип 4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Основополагающий принцип: психотерапевты в первую очередь обязаны соблюдать конфиденциальность информации, полученной от лиц в ходе их работы в качестве психотерапевтов. Они раскрывают такую информацию другим лицам только по согласию соответствующего лица (или законного представителя этого лица), за исключением тех необычных обстоятельств, при которых несообщение такой информации может привести к явной опасности для данного лица или других лиц. Психотерапевты должны сообщить своим клиентам о юридических границах конфиденциальности. Согласие на раскрытие информации сторонним лицам, как правило, должно быть получено  в письменном виде от человека, к которому оно относится.

Принцип 4.a: информация, полученная в клинических или консультационных отношениях, или оценка данных, касающихся детей, студентов, сотрудников и других, обсуждается только в профессиональных целях и только с лицами, которые имеют отношение к данной ситуации. Письменные и устные отчеты могут содержать только те данные, которые необходимы для оценки или для выдачи направления; психотерапевты должны прилагать все усилия, чтобы избежать необоснованного вторжения в частную жизнь.

Принцип 4.b: психотерапевты, представляющие в письменных работах, на лекциях или других публичных форумах личную информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности, должны либо получить соответствующее предварительное согласие, либо в достаточной мере изменить всю информацию, которая может быть идентифицирующей.

Принцип 4.с: психотерапевты принимают меры для сохранения конфиденциальности при хранении и удалении записей, а также на случай их отсутствия.

Принцип 4.d: при работе с несовершеннолетними или другими лицами, которые не могут дать добровольного, осознанного согласия, психотерапевты проявляют особую заботу о защите наилучших интересов этих лиц и консультируются с другими, связанными с ними, лицами.

 

ПРИНЦИП 5: БЛАГОПОЛУЧИЕ КЛИЕНТА

Основополагающий принцип: психотерапевты должны уважать неприкосновенность и защищать благополучие людей и групп, с которыми они работают. Если между клиентами и организацией, в которой работают психотерапевты возникает конфликт интересов, психотерапевты должны разъяснить природу и направленность своей лояльности и ответственности и держать все стороны в курсе своих обязательств. Психотерапевты должны давать клиентам полную информацию о целях и природе любых оценочных, лечебных, образовательных или тренинговых процедур и открыто подтверждать, что клиенты, студенты, практиканты или участники исследования имеют свободу выбора в отношении участия. Принуждение людей участвовать или продолжать пользоваться услугами является неэтичным.

Принцип 5.a: психотерапевты должны постоянно осознавать свои собственные потребности и своё потенциальное влияние по отношению к таким лицам, как клиенты, студенты, стажеры, субъекты и подчиненные.  Они избегают использования доверия и зависимости таких лиц. Психотерапевты прилагают все усилия, чтобы избежать двойственных отношений, которые могут помешать их профессиональному суждению или увеличить риск эксплуатирования.  Примеры таких двойственных отношений включают, но не ограничиваются, профессиональным лечением или исследованием сотрудников, студентов, руководителей, близких друзей или родственников. Сексуальные связи с любыми такими клиентами, студентами, стажерами и участниками исследования являются неэтичными.   

Принцип 5.b: когда психотерапевт соглашается предоставлять услуги клиенту по просьбе третьей стороны, психотерапевт берет на себя ответственность за выяснение характера отношений со всеми заинтересованными сторонами.

Принцип 5.c: когда организация требует от психотерапевтов нарушать эти или любые этические принципы, психотерапевты должны разъяснить характер конфликта между этими требованиями и принципами. Они информируют все стороны об их этических обязанностях как психотерапевтов и принимают соответствующие меры.

Принцип 5.d: психотерапевты заранее должны договариваться по финансовым вопросам таким образом, чтобы это было понятно клиентам, студентам, практикантам и участникам исследования и защищало их интересы. Они не дают и не получают вознаграждения за привлечение клиентов к профессиональным услугам. Они должны вкладывать часть усилий также в такую работу, за которую они получают небольшой доход или не получают никакого.  

Принцип 5.e: психотерапевты должны прекратить клинические или консультативные отношения, как только становится достаточно ясно, что они не приносят пользы клиенту или если клиент требует этого. Они должны предложить клиенту конкретные альтернативные источники помощи.

 

ПРИНЦИП 6: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основополагающий принцип:  психотерапевты должны вести себя с должным уважением по отношению к потребностям, специальным знаниям и обязательствам своих коллег в области психотерапии, психологии, медицины и других профессий. Они должны уважать прерогативы и обязательства институтов и организаций, которые объединяют этих специалистов.

Принцип 6.a: психотерапевты понимают сферы компетенции смежных профессий. Они в полной мере используют все профессиональные, технические и административные ресурсы, которые служат наилучшим интересам потребителей. Отсутствие официальных отношений с другими профессиональными работниками не освобождает психотерапевтов от ответственности за обеспечение для своих клиентов наилучшего профессионального обслуживания, а также не освобождает их от обязанности проявлять дальновидность, осмотрительность и тактичность в получении дополнительной или необходимой альтернативной  помощи.

Принцип 6.b: психотерапевты должны знать и принимать в расчет традиции и практики других профессиональных групп, с которыми они работают, и полноценно взаимодействовать с такими группами.  Если человек получает аналогичные услуги от другого специалиста, психотерапевт тщательно рассматривает эти профессиональные отношения и с осторожностью и чуткостью относится к терапевтическим вопросам, а также к благополучию клиента. Психотерапевт должен обсуждать эти вопросы с клиентом, чтобы минимизировать риск возникновения путаницы и противоречий, и стремится, где это возможно, поддерживать ясные и согласованные отношения с другими вовлеченными специалистами.

Принцип 6.c: психотерапевты, которые нанимают или контролируют других специалистов или специалистов в области профессиональной подготовки, принимают на себя обязательство содействовать дальнейшему профессиональному развитию этих лиц и принимают меры для обеспечения их компетентности. Они обеспечивают надлежащие условия работы, своевременную оценку, конструктивные консультации и возможности для приобретения опыта.

Принцип 6.d: психотерапевты не должны использовать свои профессиональные отношениями с клиентами,  студентами, подчиненными или участниками исследования в сексуальных целях или иным образом. Психотерапевты не потворствуют сексуальным домогательствам и не занимаются ими.  Сексуальные домогательства определяются как преднамеренные или неоднократные комментарии, жесты или физические контакты сексуального характера, которые являются нежелательными для получателя.

Принцип 6.e: в случае, если психотерапевты знают об этическом нарушении со стороны другого психотерапевта, и это кажется уместным, они неофициально пытаются решить проблему, обращая внимание этого психотерапевта на такое поведение. Если проступок носит незначительный характер и/или, обусловлен недостатком чуткости, знаний или опыта, такое неофициальное решение обычно является целесообразным. Такие неофициальные усилия по исправлению положения предпринимаются с учетом любых соответствующих прав на конфиденциальность. Если нарушение кажется не подлежащим неофициальному решению или более серьезно по природе, психотерапевт должен привлечь к нему внимание соответствующей организации, ассоциации или комитета по профессиональной этике и поведению.

Принцип 6.f: в качестве авторов публикации должны быть указаны те, кто участвовал в работе над публикацией соответственно профессиональному вкладу. Несколько лиц, которые сделали в общий проект вклад профессионального характера, признаются как совместные авторы с человеком, который внес основной вклад и указывается в списке первым. Незначительный вклад профессионального характера и разнообразная канцелярская или подобная непрофессиональная помощь может быть указана в ссылках или во введении. На неопубликованные и опубликованные материалы, оказывавшие прямое влияние на исследование или другие работы, должны быть приведены специальные ссылки. Психотерапевты, которые собирают и редактируют для публикации материалы других лиц, публикуют материалы от имени группы авторов, при необходимости, с указанием своего имени в качестве председателя или редактора.  Имена всех, кто внес вклад в работу, должны быть указаны.  

Принцип 6.g: для проведении исследований в учреждениях или организациях психотерапевты должны получить соответствующее разрешение. Они должны осознавать свои обязательства перед будущими научными работниками и гарантировать, что принимающие учреждения получат адекватную информацию об исследованиях и их вклад будет указан.

 

ПРИНЦИП 7: ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Основополагающий принцип: публичные заявления, объявления об услугах и реклама психотерапевтов служат для того, чтобы оказать помощь общественности в принятии обоснованных суждений и решений. Психотерапевты точно и объективно предоставляют свою профессиональную квалификацию, принадлежность и функции, а также учреждения или организации, с которыми они или их заявления могут быть связаны. В публичных заявлениях, содержащих психотерапевтическую информацию, профессиональные мнения или информацию о наличии методов, продуктов, публикаций и услуг, психотерапевты основывают свои заявления на общеприемлемых выводах и методах с полным признанием пределов и неопределенностей таких доказательств.

Принцип 7.a: при объявлении или рекламе профессиональных услуг, психотерапевты могут перечислить следующую информацию для описания предоставляющего услуги и предоставляемых услуг: имя, наиболее высокая научная степень в соответствующей области или образовательный сертификат, полученный в аккредитованной организации, награды, присуждённые ЕАП и другими национальными и международными организациями, членство в психотерапевтических организациях, а также профессиональных или связанных с профессией органах, адрес, номер телефона, часы приема, краткое перечисление видов предлагаемых психологических услуг, поданная соответствующим образом информация об оплате, иностранных языках, на которых говорит психотерапевт, о политике относительно страхования или оплаты третьим лицом, а также другая краткая и относящаяся к делу информация. Дополнительная соответствующая или важная информация для потребителей может быть добавлена, если это не запрещено другими разделами этого «Положения об этических принципах».

Принцип 7.b: объявляя или рекламируя о наличии психотерапевтических услуг или публикаций, психотерапевты не должны преподносить свою принадлежность к какой-либо организации таким образом, что создается ложное впечатление о спонсорстве или сертификации со стороны данной организации. Например, психотерапевты не заявляют о Европейской, национальной регистрации или институциональном или ассоциативном статусе таким образом, чтобы предполагать, что такой статус подразумевает специализированную профессиональную компетентность или квалификацию. Публичные заявления включают в себя, но не ограничиваются, коммуникацией посредством периодических изданий, книг, списков, каталогов, интернета, телевидения, радио или кинофильмов. Они не должны содержать (I) неверных, обманных, вводящие в заблуждение, ложных или несправедливых заявлений; (II) неверных истолкований фактов или заявлений, которые могут ввести в заблуждение или обмануть из-за того, что в определенном контексте лишь частично раскрываются значимые факты; (III) рекомендательных характеристик от пациента относительно качества услуг и продуктов, предоставляемых психотерапевтом; (IV) заявлений с намерением создать ложные или неоправданные ожидания о благоприятных результатах или заявлений, которые могут быть истолкованы таким образом; (V) заявлений с намеком на необычные, уникальные или единственные в своём роде способности; (VI) заявлений, аппелирующих к страхам, тревогам пациента или его эмоциям о возможных последствиях отказа от предлагаемых услуг или заявлений, невольно аппелирующих к этим чувствам; (VII) заявлений, содержащих сравнение предлагаемых услуг; (VIII) заявлений, содержащих непосредственное обольщение отдельных клиентов.

Принцип 7.c: психотерапевты не должны платить или давать что-то ценное представителю прессы, радио, телевидения или другого средства коммуникации в ожидании или в обмен на профессиональную рекламу в новостях. Оплаченная реклама должна быть определена как таковая за исключением случаев, когда из контекста очевидно, что это оплаченная реклама. При общении с общественностью посредством радио или телевидения, реклама должна быть предварительно записана и утверждена психотерапевтом для трансляции. Копии реклам и записей передач хранятся у психотерапевта.

Принцип 7.d: Объявление и реклама «групп личностного роста», занятий групп специальных интересов, курсов, клиник, тренингов и агентств должны давать ясную информацию об их целях и точное описание предоставляемого опыта или обучения. Образование, профессиональная подготовка и опыт персонала необходимо должным образом указывать, и эта информация должна быть доступна до начала занятий групп, курса тренингов и предоставления других услуг. Ясная информация об оплате и последствиях заключения договора также должны быть доступны до начала предоставления услуг.

Принцип 7.e: психотерапевты, связанные с разработкой и продвижением психотерапевтических техник, продуктов, книг и чего-либо другого, предлагаемого для коммерческой продажи, должны предпринять необходимые усилия, чтобы удостовериться, что объявления и реклама представлены в профессиональной, приемлемой с научной точки зрения, этичной и информативной форме.

Принцип 7.f: в личных целях психотерапевты не должны принимать участие в коммерческих объявлениях и рекламе, рекомендуя приобретать или использовать собственные продукты и услуги, а также продукты и услуги из другого источника, в том случае, если их участие ограничивается их профессиональным авторитетом.

Принцип 7.g: психотерапевты должны представлять науку и искусство психотерапии и предлагать свои услуги, продукты и публикации беспристрастно и точно, избегая сенсационности, преувеличений или поверхностности взгляда. Психотерапевты должны следовать первостепенному обязательству: помогать людям формировать суждения, мнения и осуществлять выбор на основе достаточного количества информации.

Принцип 7.h: в качестве преподавателей психотерапевты должны гарантировать то, что документы о планах и программах курсов точны и не вводят в заблуждение, в особенности в том, что касается изучаемых тем, критериев оценки успехов и сущности опыта, получаемого в ходе этих курсов. Объявления, брошюры и реклама, описывающие семинары и другие образовательные программы, должны точно описывать аудиторию, для которой предназначена каждая программа, равно как и требования, цели обучения и сущность изучаемого материала. В этих объявлениях  должна быть также предоставлена точная информация об образовании и опыте психотерапевтов, представляющих эти программы, и всех взносах, которые должны быть выплачены.

Принцип 7.i: в публичных объявлениях и рекламе с целью привлечения участников к исследованию, в которых в качестве побуждающего стимула предлагаются клинические и другие профессиональные услуги, должна проясняться природа этих услуг, а также цены и другие обязательства, которые должны быть приняты участниками исследования.

Принцип 7.j: психотерапевт должен взять на себя обязательство исправлять тех, кто предоставляет, как псхотерапевт, информацию о профессиональных навыках, а также предлагаемых им продуктах и услугах, в случае если это противоречит данным рекомендациям.

Принцип 7.k: индивидуальные диагностические и терапевтические услуги предоставляются только в контексте профессиональных психотерапевтических отношений. Когда личный совет дается посредством публичных лекций или демонстраций, газетных или журнальных статей, радио-или телевизионных программ, почты или подобных средств массовой информации, психотерапевт должен использовать самые актуальные данные и демонстрировать высокий уровень профессионализма.

Принцип 7.l: продукты, которые описываются или представляются посредством публичных лекций или демонстраций, газетных или журнальных статей, радио-или телевизионных программ, почты или аналогичных средств массовой информации, должны соответствовать тем же признанным стандартам, которые существуют для продуктов, используемых в контексте профессиональных отношений.

 

ПРИНЦИП 8: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Основополагающий принцип: при разработке, публикации и использовании психотерапевтических или психологических методов оценки психотерапевты прилагают все усилия для обеспечения благополучия и наилучших интересов клиента.  Они должны защищать результаты оценки от неправильного применения. Психотерапевты должны уважать право клиента знать результаты, интерпретации и основания для заключений и рекомендаций. Психотерапевты должны прилагать все возможные усилия в рамках законных полномочий для защиты тестов и других методов оценки. Они должны бороться за то, чтобы обеспечить надлежащее использование методов оценки другими.

Принцип 8.a:  при применении методов оценки психотерапевты должны уважать право клиентов на получение полных объяснений о природе и этих методов на понятном клиенту языке, если только исключение из этого правила не было оговорено заранее. Когда объяснения предоставляются другими лицами, психотерапевт должен принять меры для обеспечения адекватности этих объяснений.

Принцип 8.b: психотерапевты, ответственные за разработку и стандартизацию тестов и других методов оценки, должны использовать принятые научные процедуры и соблюдать соответствующие стандарты ЕАП, а также национальные, институциональные и организационные стандарты.

Принцип 8.c: при предоставлении результатов оценки, психотерапевты указывают любые оговорки, которые существуют в отношении объективности или надежности в связи с обстоятельствами в которых проводилась оценка или несоответствием норм для проверяемого лица. Психотерапевты должны стремиться удостовериться, что другие не злоупотребляют результатами оценки и их интерпретациями.

Принцип 8.d: психотерапевты признают, что результаты оценки могут устареть и не отражать полную картину того, что оценивалось.  Они должны прилагать все возможные усилия для того, чтобы предотвратить злоупотребление устаревшими и неполными результатами оценки.

Принцип 8.e: психотерапевты, предлагающие услуги по подсчету и интерпретации, должны предоставить соответствующие свидетельства объективности программ и процедур, используемых для получения интерпретаций. Публичное предоставление услуг по интерпретации считается консультацией одного профессионала другим. Психотерапевты должны прилагать все возможные усилия, чтобы избежать злоупотребления сведениями из докладов о результатах оценки.

Принцип 8.f: психотерапевты не должны поощрять использование психотерапевтических и психологических методов оценки лицами, не получившими соответствующего обучения или иным образом некомпетентными, и не должны способствовать этому при помощи обучения, спонсорства или надзора.

 

ПРИНЦИП 9: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основополагающий принцип: решение о проведении исследования должно основываться на взвешенном суждении отдельного психотерапевта о том, как наилучшим образом внести вклад в науку и благополучие общества. Приняв решение провести исследование, психотерапевт должен рассмотреть альтернативные направления, на которые могли бы быть направлены энергия и ресурсы исследования. На основе этого анализа, психотерапевт должен приступить к исследованию с уважением к людям, участвующим в исследовании, и заботой об их достоинстве и благополучии. Он должен следовать положениям и профессиональным стандартам, регулирующим проведение исследований, в которых испытуемыми являются люди.

Принцип 9.a: при планировании научной работы психотерапевт, проводящий исследование (исследователь), несет ответственность за то, чтобы тщательно оценить его этическую приемлемость. В случае, когда требуется компромисс между научными и гуманистическими ценностями, исследователь должен обратиться за советом по этике и соблюдать строгие предосторожности, чтобы защитить права людей-участников.

Принцип 9.b: обдумывание того, будет ли участник планируемого исследования «объектом риска» или «объектом минимального риска» в соответствии с признанными стандартами, является первостепенной этической проблемой для исследователя.  

Принцип 9.c: исследователь должен всегда помнить об ответственности за этичность практики в процессе исследования. Исследователь также ответственен за этичное отношение к участникам исследования со стороны своих сотрудников, ассистентов, студентов и подчиненных, которые, тем не менее, должны брать на себя те же обязательства.

Принцип 9.d: за исключением исследований с минимальным риском исследователь должен заключить ясное и честное соглашение с участниками исследования до их участия, при этом разъясняются обязательства и ответственность каждого. Исследователь обязан чтить все обещания и обязательства этого соглашения. Исследователь должен информировать участников обо всех аспектах исследования, которые, как ожидается, могут оказать влияние на их желание участвовать, и объяснять все другие аспекты исследования, о которых спрашивает участник. Если информация не была дана полностью до получения согласия, необходимы дополнительные предосторожности для защиты благополучия и достоинства участников исследования. Исследование с детьми или другими участниками, имеющими нарушения, которые могут ограничить понимание и/или общение, требует особых предохраняющих процедур.

Принцип 9.е: Иногда методологически необходимым кажется утаивание информации и обман. Перед проведением такого исследования исследователь должен взять на себя ответственность за то, чтобы (I) определить, оправдано ли использование таких техник будущей научной, образовательной или другой заключенной в исследовании ценностью; (II) определить, можно ли использовать альтернативные процедуры без утаивания информации и обмана; (III) убедиться, что участникам предоставлено достаточное объяснение, как только это станет возможным, что существуют основания не использовать такие техники.

Принцип 9.f: исследователь должен уважать свободу человека отказаться участвовать или выйти из исследования в любое время. Обязанность защищать эту свободу требует особой ответственности в том случае, если исследователь находится в позиции власти или влияния по отношению к участнику. Такие позиции включают, но не ограничиваются ситуациями, когда участник является студентом, клиентом или подчиненным исследователя. Права человека преобладают над потребностями исследователя завершить исследование.

Принцип 9.g: исследователь должен защищать участника от физического и психического дискомфорта, вреда и опасности, которые могут возникнуть в результате процедур исследования. Если существует риск таких последствий, исследователь должен информировать об этом факте участника. Процедуры исследования, которые могут причинить серьезный или длительный вред участнику, не должны использоваться за исключением тех случаев, когда неиспользование этих процедур может подвергнуть участника большему вреду или если исследование имеет большую потенциальную ценность и получено добровольное согласие каждого участника. Участник должен быть проинформирован о том, как он может связаться с исследователем в течение достаточно длительного времени после окончания исследования по поводу способов избежания стресса, потенциального вреда и возникающих в связи исследованием вопросов и проблем. Согласие, полученное от участников, не ограничивает их законных прав и не снижает ответственность исследователя перед законом.

Принцип 9.h: после сбора материала исследователь должен предоставить участнику информацию о природе исследования и попытаться устранить все неправильные представления, которые могли возникнуть в ходе работы. Если научные или человеческие ценности оправдывают отсрочку информирования или сокрытие информации, исследователь должен взять на себя особую ответственность удостовериться, что для участника не будет негативных последствий.

Принцип 9.i: в тех случаях, когда исследовательские процедуры приводят к нежелательным последствиям для отдельного участника, исследователь несет ответственность за выявление и устранение или исправление этих последствий, включая долгосрочные последствия.

Принцип 9.j: информация, полученная об участнике исследования в ходе проведения исследования, является конфиденциальной, за исключением случаев, когда обратное было оговорено заранее. Если существует вероятность, что другие лица могут получить доступ к этой информации, то наличие такой возможности, как и планы по защите конфиденциальности, должны быть объяснены участнику во время процедуры получения информированного согласия.

 

_________________________________

Европейская ассоциация психотерапии (EАП)

Вена, 2002 г.